Дополнительная общеразвивающая программа Песочная терапия
Описание образовательной программы
1.
Пояснительная записка.
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа «Песочная фантазия» (далее Программа) имеет художественную
направленность и разработана с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей 5-6 лет.
Программа направлена на развитие художественных
способностей, снятие эмоционального и мышечного напряжения, снижение
импульсивности, тревоги, совершенствование коммуникативных навыков, развитие
познавательных и психических процессов, развитие чувственного аппарата на
основе сенсорных эталонов. Обучаясь по данной программе, у ребенка
стабилизируется эмоциональное состояние, развивается тактильно-кинетическая
чувствительность и мелкая моторика руки, песок научит его прислушиваться к себе
и проговаривать свои ощущения, что важно для развития произвольного внимания и
памяти. Ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать
себя и других, что является базой для формирования навыков позитивной
коммуникации. Очень важно, что эти занятия открывают возможности каждого
ребенка, его творческий потенциал и фантазию.
Реализация Федеральных государственных
образовательных стандартов дошкольного образования, требуют новых принципов
интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями
и особенностями воспитанников. Интеграцию можно реализовать по -разному, но
базироваться она должна на самом близком для дошкольника, на игре. А что может
быть ближе, чем игра в песок? Ребенок строит что-то из песка, без сожаления
разрушает созданные им самим творения и снова строит. Но именно это простое
действие хранит уникальную тайну: нет ничего такого, что было бы неповторимо
разрушено, - на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту
тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревоги и страх.
Поскольку игра происходит в контексте
сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной
для него ситуации и самостоятельное преодоление трудностей. Самостоятельно
создавая на песке рисунки, ребенок
отражает свое бессознательное. С их помощью он выводит наружу свои
переживания, внутренние проблемы. А задача
психолога – вовремя увидеть и понять, какие мысли тревожат ребенка.
Программа разработана в соответствии со следующими
нормативно-правовыми актами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»,
- Концепция развития дополнительного образования
детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №
1726-р),
- Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
(приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196),
-
Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам
реализации основных и дополнительных программ в сетевой форме (утв.
министерством просвещения РФ 28 июня 2019 года № МР-81/02вн),
-
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ (приказ Министерства науки и высшего
образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391).
- «Санитарно - эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей» СанПиН 2.4.4. 3172-14 (постановление
Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 г.
Москвы),
- СанПиН 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями от 28.09.2020 №28).
- Устав Муниципального дошкольного образовательного
учреждения «Центр развития ребенка «Детский сад №17 «Малыш» и с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся на занятиях художественной
направленности и спецификой работы учреждения.
2. Актуальность
программы.
Анализ родительского спроса на
дополнительные образовательные услуги показал, что необходимо использовать
новые технологии к развитию
художественно-эстетического восприятия, способствующие положительному,
эмоциональному, комфортному состоянию ребенка.
Одним из самых доступных и интересных методов для
художественно-эстетического развития детей, является песок. Рисование на песке
– одна из форм естественной деятельности ребенка. Ребенок рисует что-то на
песке, без сожаления разрушает созданные им самим творения и снова рисует. Но
именно это простое действие хранит уникальную тайну: нет ничего такого, что
было бы неповторимо разрушено, - на смену старому всегда приходит новое.
Песочное рисование нравится дошкольнику тем, что при создании тех
или иных песочных картин не нужны художественные навыки, как в рисовании. А
значит, не возникает и разочарование, а совместная работа со сверстниками
придаст уверенности в собственных силах.
Новизна программы состоит в том, чтов данной общеразвивающей программе происходит
интеграция психических и художественных эффектов песочной
анимации. Дети создают песочные картины как
индивидуально так и вместе
со сверстниками и взрослыми, это придает
им уверенности в собственных силах. Во
время работы с этим удивительным материалом дети становятся, раскованы, веселы
и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это им радостно и
приятно. А если возникают затруднения, на помощь всегда придет взрослый.
Дополнительная общеразвивающая программа «Песочная
фантазия» реализуется в МДОУ «ЦРР – Детский сад №17».
3.Цель программы
Развитие личности и
художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в
изобразительной деятельности через использование технологии рисования песком.
4.Задачи программы
Обучающие:
·
Дать детям
общие представления об искусстве песочной анимации, познакомить с известными
художниками-аниматорами и их произведениями;
·
Познакомить с
техниками рисования на песочном световом столе;
·
Выработать
умение использовать технические
приемы создания песочных картин на световых столах;
·
Выработать
умение регулировать силу движений определенной амплитуды, ритмичности движения,
навыки изменять размах и направление руки при рисовании;
·
Формировать
умение передавать силуэт, форму, пропорции, расположение частей предмета;
·
Формировать
умение составлять композицию.
Развивающие:
·
Развивать композиционные умения при изображении сюжета;
·
Развивать творческие способности;
·
Развивать воображение и внимание.
·
Развивать плавность и точность движений, координацию движений руки
и глаз, координацию двух рук одновременно;
·
Развивать чувственный аппарат на основе сенсорных эталонов.
Воспитательные:
·
Формировать
устойчивый интерес к технологии рисования песком;
·
Воспитывать
чувство прекрасного, учить видеть красоту в окружающем мире;
·
Формировать
желание отражать свои мысли в песочных картинах;
·
Воспитывать
усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца;
·
Воспитывать
активность, самостоятельность, инициативу в создании песочных картин.
Коррекционные:
·
Формировать устойчивую эмоционально-волевую
сферу.
Социально-коммуникативные:
·
Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками и
взрослыми, посредством применения парных и подгрупповых форм организации
песочного рисования.
·
Воспитание межличностного доверия и группового сотрудничества.
Принципы реализации программы:
·
Принцип научной обоснованности, содержание
программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной
педагогики.
·
Принцип системности, программа структурирована по
разделам, в течение учебного года работа по программе проводится
систематически, один раз в неделю.
·
Принцип учета возрастных и
индивидуальных особенностей воспитанников, программа ориентирована на учет
возрастных и индивидуальных особенностей детей.
·
Принцип активности и интереса
воспитанников, в программе представлены приемы, повышающие
активность и интерес к процессу рисования на световых планшетах и т.д.
·
Принцип интеграции изобразительной
деятельности с другими видами детской деятельности, в
программе предусмотрено использование упражнений для развития мелкой моторики
руки, применение на занятиях игр и обыгрывания рисунков и сюжетов, организация
взаимодействия со сверстниками и взрослыми, слушание тематических музыкальных
произведений.
·
Принцип интеграции образовательных
областей, образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
направлена на развитие предпосылок целостно-смыслового восприятия мира природы,
музыки, становления эстетического отношения к окружающему миру, реализацию
творческой деятельности детей. Образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие» направлено на взаимодействие ребенка со
взрослым и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального
интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности
к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к
творчеству. Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает
развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации,
формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой
активности, формирование представлений об объектах окружающего мира, о
свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Образовательная область
«Речевое развитие» включает владение речью как средством общения между людьми.
Образовательная область «Физическое развитие» направлена на развитие
координации движений, мелкой моторики руки, фаланг пальцев, активизацию волевой
сферы, формирование правильной осанки.
Методы:
-
словесные (рассказ,
беседа, художественное слово, слушание музыкальных произведений, объяснение
правил игры, вопросы, загадывание загадок, чтение пословиц, инструктаж,
комментирование приема изображения, анализ выполненных работ, рефлексия
занятия.);
-
наглядные (показ песочных
мультфильмов, показ художественных картин, показ выполнения работы
педагогом-психологом, частичный или полный показ способов изображения ребенком,
наблюдение за процессом рисования педагогом-психологом, рассматривание
фотографий, графических изображений);
- практические (рисование на световом столе
предметных и сюжетных картинок, рисование с использованием предметов,
трафаретное рисование, рисование с помощью кисти, фантазийное рисование.);
- игровые (пальчиковая гимнастика, игры с
правилами, игры для развития межполушарного взаимодействия, телесные
упражнения, дыхательные упражнения);
- коррекционные
(игры-приветствия, упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы,
упражнения на формирование навыков сотрудничества, упражнения на формирование
уверенного поведения, упражнения на самовыражение эмоций.)
5.Отличительные особенности
программы
·
- возрастная направленность программы,
для детей 5-6 лет;
·
- интеграция психических и
художественных эффектов песочной
анимации;
·
- дефицит подробных методических
рекомендаций по организации песочного рисования.
6. Характеристика
обучающихся в программе.
По программе могут обучаться дети в возрасте от 5 до 6 лет
проявившие интерес к рисованию песком. Дети шестого года сопровождают игровое
взаимодействие речью, соответствующей и по содержанию, и по интонационно взятой
роли. Это возраст наиболее активного рисования. В течении года дети способны
создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по
содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и
иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические
изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью
композиционного решения передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки
приобретают сюжетный характер. Изображение человека становится более
детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой
принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Дети
овладевают обобщенным способом обследования образца. Изобразительная и
конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и
по условиям.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины,
строение предметов; представления детей систематизируются. Дети различают по
светлоте и называют не только основные цвета, но и их оттенки, но и
промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников.
.Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд по возрастанию или
убыванию – до десяти различных предметов. Однако дети могут испытывать
трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с
несоответствием формы и их пространственного расположения.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное
мышление. Дети способны не только решать задачу в наглядном плане, но и
совершить преобразование объекта, указать в какой последовательности объекты
вступят во взаимодействие. Однако подобные решения окажутся правильными только
в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди
них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в
процессе наглядного моделирования. Кроме того, продолжает совершенствоваться
способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления.
Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать
адекватные причинные объяснения.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять
достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.
Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной
работы по его активизации.
Продолжает развиваться устойчивость, распределение,
переключаемость.
Достижения этого возраста характеризуется распределением ролей в
игровой деятельности, структурированием игрового пространства.
7. Сроки реализации программы.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня
с октября по май.
Режим занятий с детьми:
Занятие |
Возраст детей |
Количество в неделю |
Количество в месяц |
Количество в год |
Длительность |
|
5-6 лет |
1 |
4 (декабрь
–2) |
30 |
до 25 минут |
В каникулярные дни (2 недели в
декабре месяце) занятия не проводятся.
8.
Формы и режим занятий по программе.
В соответствии с нормами СанПин
2.4.4.3172-14 занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий - 25
минут. Форма организации – малыми группами (6 человек).
Художественная-эстетическая деятельность
реализуется в форме студийных занятий.
Основными формами проведения занятий являются:
·
Фронтальная форма (вся группа детей
выполняет одно и то же задание);
·
Индивидуальная форма (ребенок один
выполняет индивидуальное задание).
Дополнительными
формами работы с детьми являются участие детей в различных мероприятиях,
конкурсах.
Примерная структура занятия:
1 Этап. Вводная часть – ритуал входа в
занятие. (1 минута)
Цель: привлечение внимания детей,
настроить на работу с песком.
1.1.Приветственное упражнение.
1.2. Напоминание правил поведения и
работы с песком.
2 Этап. Основнаячасть. (20 минут)
Цель: активизировать творческую и
познавательную деятельность детей, организовать игровую и продуктивную
деятельность.
2.1.Подготовка. Проведение
репродуктивных и мотивационных упражнений, игр, пальчиковой гимнастики,
упражнений на расслабление.
2.2. Ритуал приветствия с песком.
2.3. Рассматривание картины.
2.4. Показ педагогом приемов рисования.
2.5. Самостоятельное творчество детей.
2.6. Педагог фотографирует работы детей.
3 Этап. Заключительная часть. (4 минуты)
Цель: организация рефлексии и обратной
связи с детьми, выполнение цели и задач, нацеливание детей на дальнейшее
использование полученных навыков.
3.1. Дети рассказывают об использованных
способах рисования.
3.2. Самостоятельно оценивают работы
друзей.
3.3. Ритуал прощания.