Краткая презентация Адаптированной образовательной программы ДО для воспитанников с ОВЗ

Краткая презентация Адаптированной образовательной программы дошкольного
образования для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
городского округа «Город Архангельск»
«Детский сад общеразвивающего вида №113 «Ветерок»
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей ТНР (ОНР)
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения городского округа
«Город Архангельск» «Детский сад общеразвивающего вида № 113 «Ветерок» (далее АООП)
определяет содержание и организацию образовательной деятельности для детей в возрасте от 5
до 7(8) лет в группах компенсирующей направленности, с учётом их возрастных и
индивидуальных особенностей в различных видах деятельности и охватывает образовательные
области в соответствии с ФГОС ДО.
АООП ДО разработана в соответствие с:
✓ Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024
года»;
✓ Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (в редакции № 304-ФЗ от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с
01.09.2020);
✓ Федеральный государственный образовательный
стандарт
дошкольного
образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.10.2013 г. № 1155) (далее ФГОС ДО);
✓ Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.07.2020г. № 373 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования»
✓ СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020г. (вступили в
силу 01.01.2021г.)
✓ СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или)безвредности для человека факторов среды обитания» от
28.01.2021г. №2 (вступил в силу 01.03.2021г.)
АООП ДО для детей с ТНР (ОНР) предполагает:
✓ конкретизацию планируемых результатов и целевых ориентиров для детей разных
возрастных групп с учётом особенностей речеязыковых нарушений и сопутствующих
проявлений;
✓ дополнение содержательного раздела направлениями коррекционно-развивающей
работы, способствующей квалифицированной коррекции недостатков речеязыкового
развития детей, психологической, моторно-двигательной базы речи, профилактике
потенциально возможных трудностей в овладении грамотой и обучении в целом;
✓ определение содержания программы коррекционной работы с детьми с тяжёлыми
нарушениями речи с учётом структуры дефекта, с обоснованным привлечением
комплексных, парциальных программ, методических и дидактических пособий и иных
содержательных ресурсов, предназначенных для использования в работе с детьми,
имеющими речеязыковые нарушения и сопутствующие проявления в общей структуре
дефекта;
✓ конкретизация и дополнение пунктов организационного раздела с учётом изменений,
необходимых для эффективной работы с детьми с ТНР (ОНР) в части планирования
образовательной деятельности, обеспечения психолого-педагогических условий
развития детей, режима и распорядка дня, кадрового обеспечения, оформления

предметно-развивающей среды, перечня нормативных
документов, перечня литературных источников.

и

нормативно-правовых

АООП ДО для детей с ТНР (ОНР) опирается на использование специальных методов,
привлечение специальных комплексных и парциальных образовательных программ, специальных
методических пособий и дидактических материалов.
Реализация АООП ДО для детей с ТНР подразумевает квалифицированную коррекцию
нарушений развития детей в форме проведения подгрупповых и индивидуальных занятий.
Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных
раздела – целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к
формированию Программы, планируемые результаты её освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности в
соответствии с направлениями развития ребёнка в пяти образовательных областях:
✓ социально-коммуникативное развитие,
✓ познавательное развитие,
✓ речевое развитие,
✓ художественно-эстетическое развитие,
✓ физическое развитие.
Программа определяет содержание образовательных областей с учётом возрастных и
индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как:
✓ игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры),
✓ коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми),
✓ познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального
миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами
активности ребёнка, как:
o восприятие художественной литературы и фольклора,
o самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
o конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу,
природный и иной материал,
o изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
o музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),
o двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребёнка.
Содержательный раздел Программы включает описание форм, методов и средств
коррекционно-развивающей работы, особенности образовательной деятельности разных видов и
культурных практик, способы поддержки детской инициативы, а также особенности
взаимодействия с семьями воспитанников.
Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации
образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы, а также
особенности организации образовательной деятельности, а именно описание:
✓ психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие детей дошкольного
возраста с ТНР (ОНР),
✓ особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды,
✓ особенностей режима дня и формирования распорядка дня с учётом возрастных и
индивидуальных особенностей детей.
Программа завершается описанием перспектив по её совершенствованию и развитию.
Объем обязательной части программы составляет не менее 60% от её общего объёма.
Обязательная часть

АООП ДО формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной
социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет
комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание, целевые
ориентиры).
АООП ДО направлена:
✓ на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной
социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих
способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
✓ создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему
условий социализации и индивидуализации детей.
Объем части программы, формируемой
составляет не более 40% от ее общего объема.

участниками

образовательных

отношений,

Вариативная часть (часть, формируемую участниками образовательных отношений)
АООП ДО реализуется: в образовательной и совместной деятельности, осуществляемой в
ходе режимных моментов, где ребёнок осваивает, закрепляет и апробирует полученные умения; в
самостоятельной деятельности детей, где ребёнок может выбрать деятельность по интересам; во
взаимодействии с семьями детей.
АООП ДО может корректироваться в связи с изменениями: нормативно-правовой базы
МБДОУ Детский сад № 113; набором детей и их заболеваниями; образовательным запросом
родителей.
Срок реализации АООП ДО – 2 года.
Образовательная деятельность по реализации АООП ДО в МБДОУ Детский сад № 113
осуществляется на государственном языке Российской Федерации.
Зачисление воспитанников в группу компенсирующей направленности осуществляется на
основании приказа директора Департамента образования мэрии города Архангельска, заключения
территориальной психолого-медико-педагогической комиссии муниципального образования
«Город Архангельск», заявления родителей (законных представителей). Предельная
наполняемость группы компенсирующей направленности МБДОУ Детский сад № 113 для детей с
ТНР (ОНР) – 12 человек.
Приоритетные направления МБДОУ Детский сад № 113
Выбор парциальных образовательных программ, технологий и форм организации работы с
детьми осуществлен по причине наибольшего соответствия потребностям и интересам детей, а
также возможностям педагогического коллектива.
Парциальная программа «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» под ред. Н.В.
Нищевой.
Программа направлена на развитие детей дошкольного возраста в образовательной области
«Речевое развитие», предназначена для обучения дошкольников грамоте, учитывает
образовательные потребности, интересы и мотивы детей и членов их семей.
В основе обучения грамоте в соответствии с данной программой лежит звуковой
аналитико-синтетический метод, опирающийся на овладение детьми
навыками языкового
анализа и синтеза. Чтобы научить ребёнка читать, его приводят к пониманию того, что речь
рождается из слова. Дошкольник усваивает звукослоговое строение слов русской речи
и
обозначение звуков буквами. Метод предполагает разделение связной речи на предложения,
предложений — на слова, слов — на слоги, слогов — на звуки и, наоборот, объединение звуков в
слоги, слогов — в слова, слов в предложения.
Парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под
редакцией О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой.

Цель: формирование у детей дошкольного возраста (3-7 лет) базиса культуры на основе
ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными
ценностями, традициями, особенностями культуры.
Образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального
искусства от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра.
Парциальная программа здоровьесберегающего направления «Основы безопасности детей
дошкольного возраста» под редакцией Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой, Н. Н. Авдеевой.
Цель: воспитание у ребёнка навыков адекватного поведения в различных
ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение.

неожиданных

При реализации этой программы ДОУ организует обучение с учётом индивидуальных и
возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых
условий городской и сельской местности.
Взаимодействие с семьями воспитанников
В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования, одним из компонентов в структуре
образовательного процесса дошкольного учреждения является взаимодействие с семьями
воспитанников.
В образовательном процессе ДОО активно используются как традиционные, так и
нетрадиционные формы работы с родителями воспитанников: родительские собрания;
индивидуальные и групповые консультации; беседы; посещения на дому; родительские тренинги;
практикумы; родительские чтения; родительские ринги; педагогические гостиные; круглые столы;
устные журналы и др.
Одной из наиболее доступных форм установления связи с семьей являются педагогические
беседы с родителями. Практикумы, мастер-классы организуются с целью выработки у родителей
педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих
педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления. Проведение «Дней открытых
дверей» нацелено на ознакомление родителей со спецификой дошкольного образования,
позволяет избежать недопониманий, вызванных незнанием и непониманием родителями
специфики организации образовательного процесса детского сада. Тематические консультации
помогают ответить на все вопросы, интересующие родителей. Отличие консультации от беседы в
том, что беседы предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Главное назначение
консультации – родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и
совет.
Наиболее востребованной формой работы с родителями является наглядная пропаганда –
целенаправленное систематическое применение наглядных средств в целях ознакомления
родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в детском саду, оказания практической
помощи семье.
Планирование работы с семьями воспитанников проводиться ежегодно и отражается в
отдельном плане, в рамках годового планирования.
В группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) учитель-логопед и другие
специалисты привлекают родителей к коррекционно-развивающей работе через систему
методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних
приемах и еженедельно по пятницам в письменной форме на карточках или в специальных
тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для
того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей как в речевом, так и в общем
развитии. В методический комплект к программе входит серия домашних тетрадей «Занимаемся
вместе» с методическими рекомендациями для родителей. Эти пособия позволяют объединить
усилия педагогов и родителей в воспитании гармонично развитой личности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».