Адаптированная Основная Образовательная программа ДО для детей ТРН(ОНР)

СОДЕРЖАНИЕ I. Целевой раздел 3 1.1. Пояснительная записка 3 1.1.1. Цели и задачи Программы 4 1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы 4 1.1.3. Значимые для разработки Программы характеристики, особенности развития детей дошкольного возраста 5 1.2. Планируемые результаты освоения Программы 12 1.3. Часть, Программы формируемая участниками образовательных отношений 15 II. Содержательный раздел 17 2.1. Описание коррекционно-образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка с ТНР, представленными в пяти образовательных областях 17 2.1.1. Социально-коммуникативное развитие воспитанников с ТНР на основе приобретения опыта в соответствующих видах деятельности 17 2.1.2. Познавательное развитие воспитанников с ТНР на основе приобретения опыта в соответствующих видах деятельности 20 2.1.3. Речевое развитие воспитанников с ТНР на основе приобретения опыта в соответствующих видах деятельности 22 2.1.4. Художественно-эстетическое развитие воспитанников с ТНР на основе приобретения опыта в соответствующих видах деятельности 23 2.1.5. Физическое развитие воспитанников с ТНР на основе приобретения опыта в соответствующих видах деятельности 26 2.2. Формы, способы, методы и средства реализации Программы с учётом возрастных, индивидуальных особенностей дошкольников с ТНР специфики их образовательных потребностей и интересов 28 2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик 29 2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы 31 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников 33 2.6. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей 34 2.7. Часть, Программы формируемая участниками образовательных отношений 41 III. Организационный раздел 43 3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие воспитанников с ТНР 43 3.2. Материально-техническое обеспечение Программы 44 3.3. Развивающая предметно-пространственная среда 46 3.4. Методические материалы и средства обучения и воспитания 58 3.5. Учебный план 62 3.6. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении 67 3.7. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий 70 3.8. Часть, Программы формируемая участниками образовательных отношений Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы и обеспечивающих её реализацию, нормативно-правовых, финансовых научнометодических, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов 71 3.9. Перечень нормативных и нормативно-методических документов 72 IV. Дополнительный раздел (краткая презентация Программы) 74 3 I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа «Город Архангельск» «Детский сад общеразвивающего вида № 113 «Ветерок» (далее – МБДОУ Детский сад № 113) осуществляет образовательную деятельность по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее – Программа). Адаптированная Программа МБДОУ Детский сад № 113 (далее – АООП ДО) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, с учётом Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства просвещения РФ от 24.11.2022г. № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья») Адаптированная Программа МБДОУ Детский сад № 113 разработана и утверждена в соответствии с основными нормативно-правовыми документами: ✓ Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; ✓ Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции № 304-ФЗ от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020); ✓ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155) (далее ФГОС ДО); ✓ Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.07.2020г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» ✓ СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020г. (вступили в силу 01.01.2021г.) ✓ СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)безвредности для человека факторов среды обитания» от 28.01.2021г. №2 (вступил в силу 01.03.2021г.) Образовательная деятельность по Программе осуществляется в группе компенсирующей направленности для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)) (далее – ограниченными возможностями здоровья). Программа ориентирована на детей от 5 до 8 лет. Программа определяет требования к объёму, содержанию образования, планируемым результатам, модели организации образовательно-воспитательного процесса. Результатом успешной коррекции речевых нарушений детей с тяжёлыми нарушениями речи (далее – ТНР), является достижение ими таких результатов, при которых возможен их перевод в группы общеразвивающей направленности ДОО (при достижении ими уровня должного речевого развития). Для этого необходима преемственность образовательного содержания в ДОО. Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, разработана с учётом комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с 4 тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) Нищева Н.В. «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи» (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет: 3 изд., перераб. и доп. в соотв. с ФГОС ДО. – СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 240 с. и с учётом коррекционных элементов программ Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т.В. Тумановой «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи». (Программные методические рекомендации// Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. – Москва: Дрофа, 2009) и методы обследования речи детей (пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. О.И Крупенчук. Речевая карта для обследования ребёнка дошкольного возраста. — Изд. испр. и доп. – СПб.: Издательский Дом «Литера» 2015. -32 с.: ил. – (Серия «В помощь логопеду»). Согласно требованиям ФГОС ДО Программа, направлена на создание условий для развития дошкольника, открывающих возможности для позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками; на создание развивающей образовательной среды как системы социализации и индивидуализации детей. 1.1.1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития и коррекции ребёнка с ТНР обеспечивающих формирование его личностных качеств, развитие творческих способностей, позитивную социализацию через соответствующие возрасту и уровню развития речи виды деятельности. Задачи: ✓ социализация и индивидуализация детей, пробуждение творческой активности, инициативы, желания самореализации в творческой деятельности; ✓ своевременное выявление детей с ТНР; ✓ определение особых образовательных потребностей детей с ТНР; ✓ создание условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с ТНР; ✓ обеспечение равных возможностей для развития детей независимо от их места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей и особенностей, характерных для детей с ТНР; ✓ создание условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; ✓ формирование социокультурной среды, сообразной возможностям детей; ✓ организация разных видов деятельности ребёнка и реализация программы в формах игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка; ✓ обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; ✓ развитие у детей эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках. 1.1.2. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ Программа построена на принципе гуманно-личностного отношения к ребёнку и позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, формирование базовых основ культуры личности детей, всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств, даёт возможность сформировать у детей высшие психические процессы и реализация задач дошкольного 5 образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психологического развития детей с ОВЗ. Образовательный процесс по Программе строится на основе следующих принципов: ✓ принцип индивидуализации, учёта возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребёнка; ✓ принцип признания каждого ребёнка полноправным участником образовательного процесса; ✓ принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребёнка; ✓ принципы интеграции усилий специалистов; ✓ принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приёмов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей; ✓ принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала; ✓ принцип постепенности подачи учебного материала; ✓ принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях. 1.1.3. ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МБДОУ Детский сад № 113 функционирует 1 группа компенсирующей направленности с ТНР (ОНР) для детей 5 – 7 (8) лет, в которой осуществляется квалифицированная коррекция недостатков в речевом развитии детей по АООП ДО, сформированной с учётом Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства просвещения РФ от 24.11.2022г. № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья») и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Комплектование групп осуществляется детьми от 5 до 7 (8) лет. Зачисление воспитанников в группу компенсирующей направленности осуществляется на основании приказа директора Департамента образования мэрии города Архангельска, заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии муниципального образования «Город Архангельск», заявления родителей (законных представителей). Образовательный процесс в группе компенсирующей направленности строится с учётом возрастных, индивидуальных и гендерных особенностей воспитанников. При реализации АООП ДО педагогический коллектив МБДОУ Детский сад № 113 руководствуется характеристиками особенностей развития детей дошкольного возраста. Характеристиками, значимыми для разработки и реализации программы, являются: ✓ характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста, в том числе с тяжёлыми речевыми нарушениями; ✓ особые образовательные потребности дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи; ✓ региональные, этнокультурные, социальные особенности осуществления образовательной деятельности. 6 Возрастные характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста1 Возрастные особенности психического развития детей от 5 до 6 лет Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (Ребёнок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (Ребёнок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ). Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, 1 ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С., Комаровой, М.А. Васильевой – 3-е изд., испр. И доп. – М.: СИНТЕЗ, 2015 – с .245 7 указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления o смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения (объединения) и умножения (пересечения) классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетноролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я. Возрастные особенности психического развития детей от 6 до 7 (8) лет В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребёнка, болезнь и т. д. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, Ребёнок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, 8 а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т.п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, Ребёнок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то Ребёнок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.п. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. п. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественнотворческие способности в изобразительной деятельности. К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить многочисленными влияниями, которым подвергаются дети, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. 9 У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста Ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе. Характеристика детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)1 Дошкольники с ТНР (ОНР) – это дети с поражением центральной нервной системы, у которых стойкое речевое расстройство сочетается с различными особенностями психической деятельности. ОНР рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Речевая недостаточность при ОНР у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р. Е.). В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи (Филичева Т. Б.). При первом уровне речевого развития речевые средства ребёнка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов, явлений, действий. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова. При переходе ко второму уровню речевого развития речевая активность ребёнка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребёнка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм и т. д. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и 1 Нищева Н. В. Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. – СПб. — СПб:: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. — 240 с. 10 звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков). Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребёнка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребёнок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребёнок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребёнок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами. Четвертый уровень речевого развития (Филичева Т. Б.) характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребёнка. Отмечается недостаточная дифференциация звуков: [т-т’-с-с’-ц], [р-р’-л-л’-j] и др. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребёнка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Все это показатели не закончившегося процесса фонемообразования. Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоционально- оттеночных, уменьшительно-ласкательных, увеличительных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, Ребёнок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обуславливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории детей представляют сложные предложения с разными придаточными. Дети с ОНР имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности. Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья Учитывая особенности детей с тяжёлыми нарушениями речи, Программа включает: ✓ организацию систематической логопедической помощи в соответствии с выявленными нарушениями речи; ✓ организацию координированного взаимодействия логопедов, воспитателей и родителей; ✓ организацию дифференцированной образовательной «траектории» в зависимости от уровня и вида нарушения речи; ✓ организацию здоровьесберегающего режима; ✓ педагогическое взаимодействие с семьёй в процессе коррекционно-развивающей работы. Региональные, этнокультурные, социальные особенности осуществления образовательной деятельности Социокультурный контекст, внешняя социальная и культурная среда ДОО 11 Социокультурный контекст – это социальная и культурная среда, в которой человек растёт и живёт. Он также включает в себя влияние, которое среда оказывает на идеи и поведение человека. Социокультурный контекст воспитания учитывает этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности и направлен на формирование ресурсов воспитательной программы. В рамках социокультурного контекста повышается роль родительской общественности как субъекта образовательных отношений в Программе воспитания. Социокультурные особенности Важное значение при определении содержательной основы Программы воспитания и выявлении приоритетных направлений деятельности детского сада имеют национальнокультурные, демографические условия, в которых осуществляется образовательный процесс. МБДОУ Детский сад № 113 расположен в центре города. Детский сад расположен вдали от промышленной зоны. Вблизи расположены МОУ СШ № 17, МОУ СШ № 8, МБДОУ Детский сад №131, МБДОУ Детский сад №121, МБДОУ Детский сад № 59, Привокзальная детская библиотека №8 МУК «ЦБС», Кинокомплекс «Русь», Музей леса имени А.Ф. Завложина, что позволяет привлечь их в рамках социально-педагогического партнёрства по различным направлениям воспитания и социализации обучающихся. Региональные особенности При проектировании содержания Программы воспитания учитываются специфические климатические особенности, в которой находится детский сад: время начала и окончания сезонных явлений (листопад, выпадение и таяние снега и др.), интенсивность их протекания; состав флоры и фауны, длительность светового дня, погодные условия и т.д. Эти факторы учитываются при составлении календарно-тематического планирования. При ознакомлении с окружающим миром, приобщению к культуре речи дети знакомятся с явлениями природы, характерными для местности, в которой проживают; для художественнотворческой деятельности предлагаются изображения знакомых детям зверей, птиц, домашних животных, растений. В перспективном плане предусмотрены темы, связанные с изучением климатических сезонных изменений природы Архангельской области, особенностями приспособления растений и животных к этим условиям. Особое внимание уделяется деятельности человека в разное время года: его одежды, заботе о здоровье, экскурсии и т.д. Принципы работы, по реализации задач по региональному компоненту: ✓ принцип региональности (ориентация на учёт особенностей региона во всём воспитательном процессе); ✓ принцип историзма (раскрытие исторической обусловленности тех или иных явлений, процессов); ✓ принцип комплексности и интегративности (объединение различных аспектов содержания в единое целое, развитие новой целостности); ✓ принцип природосообразности, учёта природного развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей, сохранения и укрепления их физического и психического здоровья; ✓ принцип вариативности воспитательных стратегий в воспитательном пространстве северной культуры. Конфессиональные особенности Программа воспитания учитывает преобладающее количество семей по национальному и языковому составу – русские и русскоязычные, поэтому реализует социокультурные ценности русского народа. Обучение и воспитание ведётся на русском языке. Содержание 12 образовательных областей строится на основании международных, российских и региональных образовательных ценностей, в детском саду ведётся активная работа по сохранению, расширению, обогащению национальных культурных традиций. В то же время Программа воспитания учитывает наличие детей из семей, мигрировавших из других стран, в связи с чем в неё включаются разделы по ознакомлению дошкольников с культурными традициями разных национальностей: с произведениями устного народного творчества, героями мифов и эпоса, образцами декоративно-прикладного искусства, национальных костюмов, особенностями организации жилища и быта. С этой целью большое внимание уделяется следующим видам работы: изучение малых фольклорных форм (сказок, песен, частушек, потешек, пословиц, поговорок и т.п.); знакомство с праздниками и традициями народов других национальностей; знакомство с народным искусством; знакомство с народными играми. 1.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка с тяжёлыми нарушениями речи к концу дошкольного образования. Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребёнка с тяжёлыми нарушениями речи. Они представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства. В соответствии с особенностями психофизического развития ребёнка с тяжёлыми нарушениями речи, планируемые результаты освоения Программы предусмотрены в ряде целевых ориентиров. Целевые ориентиры дошкольного возраста Целевые ориентиры освоения Программы детьми старшего дошкольного возраста К концу данного возрастного этапа ребёнок: ✓ проявляет мотивацию к занятиям, попытки планировать (с помощью взрослого) деятельность для достижения какой-либо (конкретной) цели; ✓ понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств, качеств; ✓ использует слова в соответствии с коммуникативной ситуацией; ✓ различает разные формы слов (словообразовательные модели и грамматические формы); ✓ использует в речи сложносочиненные предложения с сочинительными союзами; ✓ пересказывает (с помощью взрослого) небольшую сказку, рассказ, с помощью взрослого рассказывает по картинке; ✓ составляет описательный рассказ по вопросам (с помощью взрослого), ориентируясь на игрушки, картинки, из личного опыта; ✓ владеет простыми формами фонематического анализа; ✓ использует различные виды интонационных конструкций; ✓ выполняет взаимосвязанные ролевые действия, изображающие социальные функции людей, понимает и называет свою роль; ✓ использует в ходе игры различные натуральные предметы, их модели, предметызаместители; 13 ✓ передаёт в сюжетно-ролевых и театрализованных играх различные виды социальных отношений; ✓ стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого; ✓ проявляет доброжелательное отношение к детям, взрослым, оказывает помощь в процессе деятельности, благодарит за помощь; ✓ занимается различными видами детской деятельности, не отвлекаясь, в течение некоторого времени (не менее 15 мин.); ✓ устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования; ✓ осуществляет «пошаговое» планирование с последующим словесным отчётом о последовательности действий сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно; ✓ имеет представления о времени на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках); ✓ узнаёт и называет реальные явления и их изображения: времена года и части суток; ✓ использует схему для ориентировки в пространстве; ✓ владеет ситуативной речью в общении с другими детьми и со взрослыми, элементарными коммуникативными умениями, взаимодействует с окружающими взрослыми и сверстниками, используя речевые и неречевые средства общения; ✓ может самостоятельно получать новую информацию (задаёт вопросы, экспериментирует); ✓ в речи употребляет все части речи, кроме причастий и деепричастий, проявляет словотворчество; ✓ сочиняет небольшую сказку или историю по теме, рассказывает о своих впечатлениях, высказывается по содержанию литературных произведений (с помощью взрослого и самостоятельно); ✓ изображает предметы с деталями, появляются элементы сюжета, композиции; ✓ положительно эмоционально относится к изобразительной деятельности, её процессу и результатам, знает материалы и средства, используемые в процессе изобразительной деятельности, их свойства; ✓ знает основные цвета и их оттенки; ✓ сотрудничает с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ; ✓ внимательно слушает музыку, понимает и интерпретирует выразительные средства музыки, проявляя желание самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью; ✓ выполняет двигательные цепочки из трёх-пяти элементов; ✓ выполняет общеразвивающие упражнения, ходьбу, бег в заданном темпе; ✓ описывает по вопросам взрослого своё самочувствие, может привлечь его внимание в случае плохого самочувствия, боли и т. п.; ✓ самостоятельно умывается, следит за своим внешним видом, соблюдает культуру поведения за столом, одевается и раздевается, ухаживает за вещами личного пользования. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы К концу данного возрастного этапа ребёнок: ✓ обладает сформированной мотивацией к школьному обучению; ✓ усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира; ✓ употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, многозначные; ✓ умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением; ✓ правильно употребляет основные грамматические формы слова; 14 ✓ составляет различные виды описательных рассказов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания, составляет творческие рассказы; ✓ владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза; ✓ осознаёт слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных); ✓ правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом); ✓ владеет основными видами продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, конструировании и др.; ✓ выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми; ✓ участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях; ✓ передает как можно более точное сообщение другому, проявляя внимание к собеседнику; ✓ регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнёрства, взаимопомощи, взаимной поддержки; ✓ отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми, стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого; ✓ использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством, историческими сведениями, мультфильмами и т. п.; ✓ использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: ✓ словесного отчёта, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности; ✓ устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования; ✓ определяет пространственное расположение предметов относительно себя, геометрические фигуры; ✓ владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1–9, соотносит их с количеством предметов; решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счётного материала символические изображения; ✓ определяет времена года, части суток; ✓ самостоятельно получает новую информацию (задаёт вопросы, экспериментирует); ✓ пересказывает литературные произведения, составляет рассказ по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей; ✓ составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры; ✓ составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы из личного опыта; ✓ владеет предпосылками овладения грамотой; ✓ стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности; ✓ имеет элементарные представления о видах искусства, понимает доступные произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народная игрушка), воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор; 15 ✓ проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, к музыкальным инструментам; ✓ сопереживает персонажам художественных произведений; ✓ выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции взрослых: согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения; ✓ осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений; ✓ знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта; ✓ владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). 1.3. ЧАСТЬ, ПРОГРАММЫФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ Целью программы является обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у воспитанников дошкольного возраста с 5 до 8 лет с ограниченными возможностями здоровья и осуществление своевременного и полноценного личностного развития, эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Задачи Программы: ✓ способствовать общему развитию дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, коррекции их психофизического развития, подготовке их к обучению в школе; ✓ способствовать овладению детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования; ✓ обеспечивать развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром; ✓ предусматривать необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей ограниченными возможностями здоровья, обеспечения эмоционального благополучия ✓ формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что даёт возможность ребёнку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоциональноличностное и социально-коммуникативное развитие. Особенностью программы является интегрированный подход к деятельности по освоению детьми образовательной области «Речевое развитие», её реализация в образовательной деятельности при проведении режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей. Разнообразие видов деятельности позволяет комплексно и эффективно решить задачи социально-личностного развития ребёнка. Программа построена по принципу возрастной адекватности и нарастающей сложности деятельности. На каждом этапе учитываются возрастные особенности детей, линии развития ребёнка. Так содержание деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности ребёнка на первом этапе способствует усвоению представлений о себе, других людях, способов поведения в социуме. Содержание деятельности на втором этапе предопределено формированием у ребёнка 6-8 лет внутренней позиции будущего школьника. Постепенно дети приходят к пониманию нового этапа в жизни, учатся рассказывать о своих переживаниях по этому поводу, приобретают 16 представления о другой социальной среде, навыки и умения, которые будут способствовать успешному вхождению в эту среду. Программа нацелена на укрепление уверенности ребёнка в себе, понимание им своих личностных особенностей и возможностей в общении со сверстниками. Занятия служат своеобразной психологической поддержкой и помощью ребёнку в приобретении позитивного опыта совместного с другими существования. Программа реализуется через игровую деятельность детей, создание комфортного психологического климата и благоприятной предметно-пространственной среды. Программа носит развивающий (оптимизация условий и стимулирование развития социальной уверенности ребёнка) и профилактический характер (предупреждение социально неуверенного поведения и связанных с ним психоэмоциональных проблем). Методологической основой программы являются концепция интегральной социальной сущности человека и теория социализации. Согласно этой концепции, индивид включен в социальную деятельность изначально, так как имеет внутренние предпосылки для этого. Человеческая социальность как основное свойство может и должна развиваться в свободном от принуждения диалоге со всеми. Первой и определяющей формой социализации выступает идентификация, в основе которой ключевое понятие, «событие», схватывающее внутреннее противоречие, движущие силы развития живой человеческой общности, в которой возможно свободное самоопределение каждого, входящего в нее. Идентификация является основой двух других форм социализации — индивидуализации и персонализации. Сущность индивидуализации состоит в способах проявления и обретения индивидом его социальной неповторимости, приводящей к возникновению индивидуального стиля деятельности. Персонализация выражает способность человека пользоваться многообразием созданного им самим мира вещей для саморазвития и утверждения своей самобытности. Ребёнок не просто приспосабливается к ситуации, пассивно реагируя на систему воздействия. На основе возникших потребностей, сформированных качеств личности, усвоенного нравственного опыта он преломляет воздействие внешней среды и более или менее осознанно занимает внутреннюю  позицию.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».